Полиграфия, как часть культуры

Полиграфия, как часть культуры
Почему-то все мы привыкли рассматривать печатников исключительно, как представителей ремесла. Тем не менее, нельзя забывать, какой вклад в культуру и искусство внесли эти люди с момента появления первых печатных устройств.

Немного истории

Первые славянские типографии (по имеющимся источникам) появились на территории Польши и Черногории в 15 веке. Что интересно, в тройку входит также мануфактура, открытая в Венеции. Ею руководил Андрей Торесанский – известный печатник своего времени.

Представьте на минутку, что каждая книга существовала бы только в том количестве, какое может выдать автор в форме рукописей? Ведь без полиграфии книгоиздание переходит в разряд «хендмейда». Огромные фолианты в единственном экземпляре. Вы никогда бы не прочитали знаменитые произведения. Потому что каждое из них было бы доступно узкому кругу людей – знакомых автора.

С кинематографом схожая история. Ни афиш, ни буклетов, ни, тем более, артбуков по любимым франшизам. Каково? А первая афиша, созданная не руками, а при помощи печатных лигатур, появилась только 1836 году.

Не будь типографий, музыканты бы расчерчивали нотную бумагу от руки, писали бы на ней знаки. И не было бы разнообразных готовых тетрадей, и уж тем более, самоучителей игры на музыкальных инструментах.

Жители Саратова никогда бы не узнали о трудах Сократа и Аристотеля. Да что там Саратов – даже в удалённых населенных пунктах Греции бы не смогли их прочитать.

Большая часть литературного наследия канула в лету, либо сохранилась в виде цитат, переписываемых людьми.

Полиграфисты – люди, помогающие искусству существовать, развиваться, выходить на новые уровни.

Печатные компании и цифровые технологии помогли и развитию многих фото-мастеров. К примеру, сейчас любой фотограф может отправить по интернету архив со своими работами, и получить их распечатки на бумаге любого размера и качества. За сутки, без мучений с проявителями и закрепителями. Сегодня он сдал заказ, завтра днём уже может проводить выставку для своих поклонников. Представьте себе, что он бы сам проявлял сотни полторы кадров.

Еще одна небольшая деталь – открытки и почтовые марки. Как известно, без марки письмо, или ваше поздравление никуда не уйдёт. Но кто изготавливает марки? Сначала, естественно, их рисуют художники. А дальше макет передаётся в типографию, где его превращают в готовую массовую продукцию. С открытками история точно такая же. Они, как репродукции картин, размножаются и распространяются для всех желающих. Поздравить маму с днём рождения, жену с 8 марта, или ребёнка с Новым годом вам помогают люди, которых вы никогда не узнаете – профессиональные полиграфисты.

Разумеется, типографии появились, как ответ на существующий спрос. Они попросту не могли не появиться, как и любое другое явление, нужное людям.

Не меньше обязаны типографиям и предприниматели всех времён. Только представьте, что сегодня всю рекламу рисовали бы художники? Помните историю визитных карточек? А теперь подумайте, что нужно нарисовать огромный билборд кисточками и краской.

Сейчас совершенно не важно, кого благодарить за созданные удобства – китайцев, Гуттенберга, или первых славянских печатников. Тысячи и даже миллионы людей трудились веками для того, чтобы вы имели доступ к величайшим достижениям человечества в науке и искусстве. Многие из них умерли никому не известными, в отличие от Ивана Фёдорова и других популярных исторических персонажей.

Возможно, те печатные издания, что сегодня кажутся вам бесполезным хламом, станут ценными находками для наших далёких потомков, а типографии, что их создали, превратятся в такую же часть истории, как и мануфактура Гуттенберга.