История календарей

Итак, вернемся к истории календарей и рассмотрим историю возникновения календаря

Что же такое время? До сегодняшнего дня, ответ, который возникает, на этот вопрос, так и остается не разгаданным, так как даже наука, не может дать точного определения этому понятию. Еще в древние времена лучшие ученые пытались разгадать ответ, который смог бы разрешить вопрос. Даже Августин Блаженный сказал, в то время, что он может ответить на понятие времени, ровно до того момента, пока его не спросят, что это такое. Время – это, так называемое, «четвертое измерение», но если мы подумаем над такой простой вещью, нам все равно ни сразу придет правильная трактовка. Но мы не будем пытаться дать новое понятие времени, мы только рассмотрим то, чем человек измеряет его, дальше речь пойдет о календаре. Именно он помогает человечеству измерять огромные промежутки времени.

Далее мы рассмотрим историю возникновения календаря
и полное его развитие до сегодняшнего дня.

Человек ставил для себя временные представления очень давно. Когда именно этого никто не знает. Можно сказать только одна, как давно никто не знает, но известно, что еще первобытный человек в каменном веке проявлял особый интерес к луне, солнцу и звездам, другими словами к объектам неба, которые можно заметить без специальной аппаратуры. Именно тогда, первобытные люди уловили связь между звездами и сменой времен года, так как в зависимости от расположения звезд, высоты солнца, менялись времена года. Тогда они это только заметили, но истинной причины они не знали.

Первые астрономы интересовались очень Луной, так как за незначительный промежуток времени были заметны ее изменения. Еще тогда ученых, живших в палеолите, очень интересовал Земной спутник, который за несколько дней то рос, то уменьшался. В поселке Гонцы, который находится на Украине, в раскопках нашли бивень мамонта, на котором было множество засечек. Они свидетельствовали о лунном календаре. Засечки показали исследование в промежутке четырех месяцев. На сегодняшний день, первым учетом времени считают начало 15000-10000 годов до нашей эры.

У реки Десна, около Чернигова были найдены браслеты, сделанные из бивней мамонта, возраст которых был из палеолитической эры. Так, на одном из браслетов был нанесен узор, который выглядел, как пять прилегающих друг к другу пластин. На них был узор, состоящий из групп прямых параллельных полосок. Направление этих черточек меняется на девяносто градусов. Всего нашил 24 уцелевшие группы. В семнадцати из них нашли четырнадцать полосок. В трех — по тринадцать и еще в четырех – по пятнадцать. Если посчитать общее число полосок на пластинах, то выходит удвоенное число дней. А точнее они отмечали дни и ночи за десять лунных месяцев, что равняется 280 суткам. В Америке нашли схожие зарубки, только сделаны они были на древнем оружии, а время их использования определилось как кроманьонская эра, что равняется тридцати тысячелетиям до нашего времени. Именно эта находка позволяет строить догадки, что подсчет времени был еще раньше.

Так называемый календарь нашли во времена мезолита, но тут уже он был гораздо усовершенствован, хотя направление измерений осталось прежним. Находку нашли в Испании, а точнее в пещере под названием Канчал-де-Моама. Время ее возникновения седьмое тысячелетие до нашей эры. Тогда художник, который жил в пещере, рисовал изменения фаз, которые происходили за полный цикл Луны.

Но назревает вопрос, зачем же человеку, который все делал, чтобы выжить в суровых условиях, нужен был календарь? Ответом послужило то, что ему просто необходимо было хоть как-то ориентироваться в пространстве. Ведь в итоге, можно считать, что это были не такие, как в наше время, календари, так как тогда, он использовался только для подсчета дней, у них не было привязки ни к сезонам, ни к определенной точке отсчета. Главная задача такого календаря было подсчет разницы между определенными событиями. А точнее возьмем в пример, как мы считаем расстояние между, например, домом и работой, правильно, у нас подсчет идет такой: приблизительно двадцать минут пешком, или сорок минут на машине. Так и в древние времена считали расстояние по Лунам или по дням. Чтоб дойти до определенного селения, требовалось идти две Луны. Временное измерение использовалось по той причине, что тогда человечество и подавно не знало о существовании метров и километров. Для них это был оптимальный язык подсчета.

Человечество с годами двигалось только вперед. Так спустя огромный промежуток времени люди перешли от присваивающего хозяйства, в нем они совершенно полностью были зависимы от природы и от ее даров, к производящему хозяйству, в котором они уже занимались как скотоводством, так и земледелием. Этот переход назвали неолитической революцией, так как он послужил очень сильному техническому толчку в развитии людей. Помимо этого революция послужила скачком в развитии календарей. Если раньше, в каменном веке, достаточно было просто следить за счетом дней, то тут уже нужно было четко высчитывать, когда лучше сажать растения, то есть иметь точный подсчет сезонов и знать длину года. Для землепашцев необходимо было знать, ну случайное ли потепление настало, так как им нужно было совершать посев. Для скотоводов необходимо было перегонять скот для поиска новых кормов, и им необходимо было знать, когда нужно скот вернуть обратно.

Но как же люди, могли узнать, какой наступил сезон и когда прошел определенный год? Это они могли, сделав, следя за передвижениями звездного неба. Помимо этого, можно было узнать с помощью высоты Солнца, а точнее измеряя ее высоту по отношению к горизонту в полдень. Еще одним способом измерения времени было слежение за передвижением восхода Солнца и захода в отношении к югу и северу. За основу среднего положения брали точку, от которой был дальнейший отсчет. Хорошим способом было установить определенный ориентир, который бы указывал на направление к месту восхода Солнца в особые моменты осеннего и весеннего равноденствий, а также во время зимнего и летнего солнцестояния. С установкой такой точки, появлялась возможность разрешения обратной задачи, а точнее наблюдение за Солнцем по отношению к ориентиру, давало четкую возможность определить начало сезона, а также узнать когда наступает новый год.

По такому принципу действует, существующий и до наших дней, историческая достопримечательность под названием Стоунхендж. Именно он служит самым известным древним календарем. В книгах его по-разному переводят, и как «каменный сарай», иногда его называют «каменная изгородь», и вплоть до того, что его называют «висящий камень», но его главная его задача никак не касается его имени. Помимо этого, до сих пор нет четкого ответа, как и зачем он появился там, да и множество других вопросов по нему до сегодняшнего дня остаются тайной.

Стоунхендж находится в Англии, на Солсберийской равнине. Начала его строительства называют 2800 год до нашей эры, но свидетельства указывают, что строительство его прерывалось и окончательно закончилось в 1600 г. до н.э. Но ученый и по сей день не знают, кто же построил его, некоторые утверждают, что его строителями были пришельцы, которые пришли из Древней Греции, но точного ответа не может дать никто. Первое, что вы увидите, приближаясь к Стоунхенджу – это две насыпи, между которыми находится ров. Насыпи разделяются на внутреннюю и внешнюю насыпь. Внешняя – представляет собой практически незаметный вал, но судя по признакам можно назвать его размеры, которые составляют ширину в 2,5 метра и высоту от полу метра до 80 сантиметров. Что касается внутреннего вала, то он полностью относится непосредственно к Стоунхенджу и имеет диаметр в целых 98 метров, при этом ширина его является 6 метров, а высота 1,8. Вход находится со стороны северо-востока, так как там самая ровная поверхность земли. Он напоминает аллею, у которой ширина 12 метров. Эта аллея ограничена с обеих сторон валами, а длина ее составляет почти 25 метров. Не доходя до входа около пяти метров, на расстоянии в 30 метров от окружности вала, находить камень, который глубоко закопан, а название у него – пяточный. Сам камень имеет размеры чуть больше 2 метров в диаметре, а его высота равняется 6 метрам, но, не смотря на такие размеры, вес его составляет 35 тонн. Что немало важно он сделан из сарсена или другими словами – это песчаник. Пяточный камень является одной из главных загадок Стоунхенджа. А тайной он является по той причине, что песчаник такого типа, не найдешь ближе 35 километров от этого места. Поэтому следует вывод, что его доставили с такого далекого расстояния, как и другие 80 камней. Сразу же на ум приходит вопрос: «Как же его смогли доставить в те времена, и с помощью, какой аппаратуры?».

Попадая в центр Стоунхенджа, вы сразу заметите, что вокруг вас в виде кольца расположены большие сарсеновые блоки, но изначально их было 30 штук, сегодня же осталось всего-навсего 17 блоков. Они расположены по кругу, по диаметру кольца в 31 метр. Что интересно сверху на этих блоках расположены были поперечные блоки, но их также осталось гораздо меньше, чем было изначально, а точнее их всего шесть. Сарсеновое кольцо и по сегодняшний день заставляет пробегаться мурашкам по коже благодаря своей конструкции и грандиозности. Вес каждого блока составляет 25 тонн, размеры их 2х1 метр, а высота у всех ровна 5,5 метров. Помимо этого, все они закопаны в землю на расстояние в один метр.

Есть еще одна загадка, она состоит в том, что внутри сарсенового кольца есть еще одно меньшее кольцо, которое состоит из 80 голубых камней, у которых масса равняется пяти тоннам. Но самое интересное то, что место добычи таких камней находится на расстоянии в 400 километров от Стоунхенджа.

В середине малого круга, находиться огромные арки, а точнее их пять. Каждая арка составлена из камней и выглядит она как буква «П». Им дали название трилиты, они образуют подкову, которая открыта к входу в Стоунхендж. Все трилиты имеют разные размеры, так самый малый из них высотой в шесть метров, самый же большой достигает 7,2 метра. Самой большой камень весит почти 50 тонн, именно он на сегодняшний день является самой тяжелой деталью, которая когда-либо использовалась в строительстве в Англии. В трилитах между вертикальными камнями расстояние составляет всего 30 сантиметров, что делает своеобразный прицел, который дает четкое направление. И последняя деталь в Стоунхендже – это Алтарный камень, он находиться в середине подковы, в лежачем положении, но исследование показало, что когда-то он возможно стоял вертикально.

После всего вышесказанного описания вернемся к тому, для чего же все-таки предназначен Стоунхендж. Бытует мнение, что он был религиозно-культовым сооружением, так как вблизи его нашли многочисленные захоронения, но также есть мнение, что он являлся своеобразной обсерваторией, для астрономических исследований. Еще в 1740 году было отмечено, Уильямом Стюкли то, что самая главная ось всей конструкции, которая проходит по аллее через, так называемый, пяточный камень, своим направление точно показывает на место, где восходит Солнце в день, когда происходит летнее солнцестояние. Именно благодаря этому, тогдашние ученые могли четко определить день, когда наступает летнее солнцестояние, а точнее 22 июня и измерить от нее целый тропический год. Можно смело назвать этот, так называемый, календарь, самым точным, так как определение начало года было эмпирическим, а точнее точным определением по Солнцу, в зависимости от точки восхода. В современном мире, начало года высчитывается математически, путем прибавления дополнительного дня в году (високосный год). Что еще немало важно, то это то, что времени, которого бы хватило людям, которые определяли начало года, с помощью Стоунхенджа, для устранения ошибки в подсчетах нужно было всего пару десятков лет. А если взять современный календарь, то ошибка возникает аж через 3323 года. Но стоит отдать должное, современный календарь намного удобней, и, конечно же, времени хватает вполне для практических нужд.

Помимо других исследований, огромный вклад внес Джеральд Хокинс, он является американским астрономом, который составил в единую цепь астрономические явления и закономерности, которые были заложены в странной архитектуре древнейшего памятника. Помимо этого он сделал много для дальнейшего развития для сравнительно молодой прикладной науки под названием археоастрономия. Наука заключается в исследованиях древних памятников, если их рассмотреть с точки зрения исторической астрономии. Джеральд Хокинс в 60е годы нашего века провел исследование. Он установил прямоугольные координаты к выбранной точке всех объектов, их них он выбрал 120 пар. По этим парам он провел прямые, после чего у него вышло 240 направлений, которые лежали во все стороны. Следующим его шагом было заложения всех данных в компьютер, который в свою очередь определил азимуты точек пересечения, пересекались прямые с горизонтом. После этого он вычислил координаты, которые относились к небесной сфере тел. Эти тела проходили через точки при заходе и восходе. Итог был ошеломляющий, все точки указывали на очень важные астрономические даты, именно это и помогло дать окончательный ответ в назначении Стоунхенджа. Он был так называемым календарем.

Помимо всего прочего Хокинс установил назначение лунок Обри. Лунки Обри получили свое название в честь знаменитого Джона Обри, он в 1666 году исследовал Стоунхендж. Именно он впервые описал полностью древний памятник и впервые в мире нарисовал его карту. В сооружении пятьдесят шесть лунок, которые расположены вокруг внутреннего вала на расстоянии в пять метров, окружность, по которой расположены лунки, равняется 88 метрам по диаметру. Хокинс задался целью проверить назначение лунок, он решил их сравнить с лунными затмениями и, как оказалось, число лунок соответствовало утроенному циклу лунных затмений, то есть циклу в восемнадцать лет. Через этот цикл солнечные и лунные затмения повторяются в том же порядке. Хотя есть еще одна теория, что каждые 18,6 лет, что при утроении получается 56, происходит в специальных фиксированных точках заходы и восходы Луны. Именно по этому исследованию Хокинс подтвердил, что Стоунхендж не был просто календарем, но и был таблицей затмений. Через определенный отрезок времени, еще один ученый Фред Хойл, полностью подтвердил теорию Хокинса о лунках, которые использовались для предсказания лунного затмения.

Помимо Стоунхенджа существует еще огромное количество подобных памятников культуры, после изучения их со стороны археологической астрономии было выявлено, что предназначения их были календарные и астрономические. Мегалитические памятники раскиданы по всему миру. В каждом уголке мира есть такое сооружение древности, при помощи которого древние люди ориентировались во времени.

Кроме Стоунхенджа Хокинс исследовал еще и остров Льюис, который находится на Гебридских островах, которые расположены в Шотландии. Само древнее сооружение имеет название Калениш. В него входит тринадцать камней, которые, как и в Стоунхендже, расположены по кругу, точно также расположено часть камней, которые образуют своеобразную аллею. При изучении Калениша, было установлено, что камни в паре образуют направляющую, которая показывает важные астрономические точки, которые в свою очередь связаны с Солнцем.

Еще одним памятником древности являются древнеегипетские пирамиды. Многие ученые посвящали целые труды по изучению их. Особенно уделялось внимание по отношению ориентации сторон к сторонам света. После определенных исследований было установлено, что в пирамиде Гизе, две стороны точно указывают на место, в котором происходит восход Солнца. Точка полностью совпадает с днем весеннего равноденствия. Помимо этого взгляд Сфинкса точно также падает на эту точку. Кроме пирамид также ориентированы и другие археологические памятники в Египте. Так, например, огромный храм Амона-Ра направлен на точку, в которой всходит Солнце в самый короткий, из всех, дней в году. Зная такие особенности строений, трудно представить, что древние люди не использовали их для календарных целей.

В свое время даже жрецы майя серьезно занимались вопросом времени, делали астрономические наблюдения и изучали проблему календаря. В Центральной Америке, в около пятнадцати городах, которые построили 500-300 гг. до н.э., тогда нашли специально построенные площадки, которые предназначались для наблюдателей за Солнцем и Луной, а также были найдены системы трех стел или храмов. Именно при помощи системы трех фиксировались три дня в году: день равноденствий, зимнего и летнего солнцестояния. Древний император инков, которого звали Пачакутеку, его правления длились до испанского завоевания, за время правления построил целых восемь башен, задача которых заключалась в том, чтобы смотря с центральной площадке на троне, в дни солнцестояний и, конечно же, равноденствий были видны точки восхода. Трудно представить себе, что это была лишь случайность.

Если уже завести речь об древних календарях и обсерваториях, то следует вспомнить об огромных рисунках, которые во времена войны были найдены южной стороны Перу на плоскогорье под названием Пампа-де-Наска. Эта своеобразная картинная галерея была найдена во времена, когда проходила вторая мировая война, ее, нашел американский профессор Полом Косоком, он изучал древнюю историю. Его задачей не было найти картинную галерею, до этого в Месопотамии он искал древнюю оросительную систему и хотел то же самое найти в Перу. На рисунках изображены геометрические фигуры, а точнее прямоугольники, треугольники и трапеции, а также на них найдены изображения животных, птиц. Помимо этого рисунки были не на поверхности, их нашли благодаря снятию верхнего слоя с почвы. Сняв слой, они увидели горные породы желто-белого цвета. Что касается возраста, то его смогли определить на то время только при помощи радиоуглеродного метода, которые взяли с оставшейся части деревянного столба, который нашли рядом с фигурой. По исследованиям стало понятно, что рисунки относятся к шестому веку. В то время, ученые считают, что там жили индейцы наска. Считается, что они поселились на этой территории еще со второго века до нашей эры. Что касается размеров, то они действительно впечатляют, так рисунок человека с головой совы достигает тридцати метров, а также птица, размер которой равен 110 метрам и такая же ящерица. Помимо этого были найдены спирали, размер которых был по 30-40 метров. Все остальные рисунки, также были огромных размеров, так величина их равнялась: трапеция – 800 метров, полосы от 10 до сотен метров. Смотря на рисунки с высоты, чтобы понять всю сущность рисунка, мысль о внеземном происхождении их посетила не только ученых. Так как они были очень детальны и точны.

Но спустя определенный отрезок времени Косок открыл настоящее предназначение этих фигур. Он заметил, что одна фигура с точностью показывает на место, где заходит Солнце в тот день, когда происходит зимнее солнцестояние. После Косока исследованиями занялась Мария Райхе, которая провела в пустыни Наска свое исследования. Которое показало, что множество линий, которые указывают на места захода и, конечно же, восхода Солнца в определенные дни, когда происходит декабрьское и июньское солнцестояние. Мария, будучи математиком из Дрезденского университета, смогла провести ряд заметок, которые показали, что например, 22 июня на Солнце указывает клюв огромной птицы и ее шея, а также из клюва другой птицы выходит целый ряд линий, которые показывают на восход Солнца 22 декабря. Помимо этого есть еще множество других примеров.

Итак, первые календари возникли в палеолите. В то время у них была главная задача – это подсчет дней, чтобы было легче ориентироваться в пространстве. После палеолита, возникло время, когда человечеству необходимо было знать наступление периодов года, чтобы приспособиться к производящему хозяйству. Поэтому важно было точно знать наступление сезона и предсказать наступление года. Это стало возможным благодаря слежению за астрономическим движением Солнца и за счет построенных специально сооружений. Но, несмотря на это, не было разграничения на дни, недели, месяца и года, поэтому календарь был еще не совершенен.

Календарные единицы и их развитие.

Что же под собой подразумевают сутки? Сразу скажем, что сутки – это самая элементарная единица, которой исчисляется календарь. Сутки – это чередования ночи и дня. Вроде бы нет ничего проще, чем придумать такую единицу измерения, как одни сутки, которые состоят собственно из 24 часов. Но тут у древнего народа возникли трудности. Итак, вернемся в исторические моменты, потому как в древности совсем по-другому относились к такой величине, как сутки.

Раньше не было понятия сутки только по той причине, что древние люди не объединяли эти два времени в одно целое. Вот, для примера, в древнейшем памятнике под названием Ригвед, который существовал в индийской литературе и относится к 2000 до н.э. Есть такая пометка, которая гласит, что год, по которому жили индусы, равнялся целым 720 ночам и дням. Даже в современное время, у некоторых тунгусских народов, сутки считают по количеству проведенных ими ночей. Помимо этого, есть очень интересная особенность, в племени негидальцев, по-разному считают время, которое человек провел на охоте и время, которое провел в гостях. А различие проявляется в том, что человек из племени скажет, что он провел несколько дней в гостях и несколько ночей на охоте. Также, кроме тунгусских народностей, счет по ночам ведут и у некоторых определенных народов в Северной Азии, Австралии, Северной Америке, и Океании. В давние времена такой подсчет делали и германцы с кельтами. А, например, в России еще до тринадцатого века не было точного понятия суток. Древние летописцы подсчет вели так, счет шел только днями, а ночь являлась «заутро» и «днесь», и относилась ко второму, которое по подсчетам уже прошло.

В своих трудах об объединении ночи и дня упоминалось у Гомера, но в него указывалось, что начало суток происходит с рассветом. Кроме Гомера, так больше сутки не считал никто, а все остальные считали их по своему. Именно это заставило знаменитого ученого из Востока по имени Бируни написать целый трактат, в котором речь шла о том, что собой представляют ночь и день, в их начале и совокупности. Кроме того, Бируни упоминал, что арабы считают начало дня с восходом Солнца, а его окончание с заходом. Из этого следовало, что сутки вели свой счет от Солнца, а месяцы основаны на Луне, а точнее на изменении фаз Луны. При этом была такая особенность, что начало месяца считалось не вычислением, а с момента появления новой Луны. Именно поэтому у них ночь шла впереди дня.

Кроме арабов были и другие нации, которые соглашались с тем, что тьма шла впереди света, что якобы свет появился внезапно, а точнее тогда, когда прошла тьмы, именно по этой причине следует начинать счет с того, что предшествовало. Исходя из этого, они ставили движение ниже, чем неподвижность, так как с ней связаны покой и отдых. Когда в свою очередь движение же вызывает утомление из-за того, что движение вызывается необходимость и надобностью, а они уже вызывают утомление.

В записях Бируни было отмечено, что некоторые из народов, такие как персы и румы договорились. В результате чего по их счету сутки продолжались с момента восхода Солнца и ровно до того момента, когда Солнце взойдет на следующий день, так как месяца должны считаться вычислением и никакого отношения не имеют к положению лунного светила и всех других небесных светил. Они считали, что день появляется намного раньше ночи, и, по их мнению, свет является бытием, а в свою очередь тьма – небытие. Считается, что если по мнению людей свет идет впереди тьмы, то движение имеет большое преимущество перед неподвижностью, потому что движение по сути является жизнью. Аргументом были суждение о том, что Небо намного достойнее Земли, а например, юноша и работник гораздо здоровее перед стариком, и последнее, текучая вода никогда не станет гнилой, так как становится стоячая.

Сегодня практически в каждой стране мира граница суток является условный момент, который настает в полночь. Мы привыкли считать, что сутки состоят из полных 24 часов. Но откуда пошло это? Если найти корни этой привычки, то мы попадем в далекий Древний Вавилон, где у жрецов было мнение, что ночь и день состоят из полноценных двенадцати часов. Но дюжина являлась мерой не случайно, так как ей очень удобно считать. А все потому, что очень легко двенадцать разделить и на шесть, четыре, три и два. А если взять, для примера, число десять, которое принято в десятеричном счете, делится только на два числа, на пять и на десять. Но полностью деление суток, на полные двадцать четыре часа, ввел Клавдий Птолемей, который являлся александрийским астрономом. После него, практически все страны мира стали использовать это деление суток.

Но разделив сутки поровну на ночные двенадцать часов и на дневные, вышло так, что день и ночь равнялись всего четыре дня в году. В остальное же время или день был больше ночи, или наоборот. День был длиннее в летнее время, ночь же, в свою очередь, в зимнее время года.

Но как в древние времена проводили деление на часы? Первым считался тот час, в который происходил восход Солнца, середина дня, то есть полден был всегда шестым часом, ну и естественно закат – это был двенадцатым часом. Когда была середина между полуднем и восходом, то это был третий час, ну и, конечно же, между закатом и полуднем был девятый час. Исходя из вышесказанного, мерка счета была три часа, но в каждую пору года, эти часы между собой не равнялись. Ночью счет шел точно также по три часа, только считалось от стражей. Дело в том, что в Древнем Иерусалиме, стражи порядка сменялись каждые три часа. С помощью звонов колоколов Христианская Церковь оповещала о разных по длительности часах, в зависимости от поры года. Но, не смотря на то, что такая система приносила одни неудобство, ей пользовались, так как заменить ее не было чем. Огромный скачок человечество получило в 578 году, когда впервые изобрели часы. Но широкое употребление часов было в районе девятого – двенадцатого веков. Самое распространенное место, где размещали часы, были башни ратуш, помимо этого туда устанавливались еще и механизмы боя. Их минус был в том, что они были очень большими и неточными, но независимо от этих недостатков, люди все равно получили более-менее четкую продолжительность часа, вне зависимости от величины ночи или дня.

В России же первые часы появились при князе Василии I в 1404 году, в то время, когда он в своем личном дворе, который находился за церковью святого Благовещенья. Спустя 32 года часы появились в Новгороде, а после этого в 1477 году и в Пскове. Механик Галловей установил царю Михаилу Федоровичу часы в 1624 году, теперь они стали одними из самых известных часов на Спасской башне. Несмотря на появление часов, башни все также отбивали барабанным боем, колокольным звоном, звуками рожка, начало и окончание дня и ночи. Закончилось это только при Петре I, когда вышел его указ в 1700 году о том, что проводить бой только в полдень и полночь.

Что же такое неделя? Неделей принято считать семь суток. Это пошло далеко из Древнего Вавилона и остается по сегодняшний день. Но из-за чего стали так считать? А дело все в том, что счет пошел из-за изменения фаз Луны, а если быть точным, то длительность Лунного цикла насчитывает 28 дней, которые с легкостью делятся на четыре и составляют наши семь дней. Первая часть – это увеличение Луны от маленького серпа, до того момента, когда Луна достигает половины диска. Вторая ступень – это от половины до полнолуния. Третья стадия – это уменьшение Луны до половины. И последнее – это уменьшения до полного исчезновения. Другого объяснения никто не может дать и по сегодняшний день.

Но число семь было не просто так выбрано и это подтвердило наблюдение за звездами. Еще в Древнем Вавилоне астрономы, наблюдая за звездами, заметили, что все стоят на месте, а семь небесных светил движутся. Позже их назвали планетами (что в переводе с греческого «блуждающий»). Было принято считать, что все семь вращаются вокруг Земли, а расстояния до них возрастают в определенном порядке, а точнее: Луна, затем Меркурий, после Венера, затем Солнце, после Солнца идет Марса, после него Юпитер и последним Сатурн.

Еще в Древнем Вавилоне считалось, что планеты очень влияют на судьбы, притом не только отдельных людей, но и всего народа. Именно поэтому астрологи имели мнение, что каждый час покровительствует определенной планете. Например, счет начинался с субботы, что ведет за собой то, что первый ее час принадлежал Сатурну, после Сатурна в ход вступал Юпитер, после Юпитера – Марс. День воскресенья начинался с правления Солнца, третий день начинался под правлением Луны и так по очереди все планеты. В итоге начали считать, что планета, которая властвовала над первым часом суток, потом покровительствовала целым днем. После чего начали называть день именем планеты.

Также считалось и в Древнем Риме, единственное различие было в название планет, они были названы в честь богов. Поэтому каждый день управлялся определенным богом, в честь которого назывался день. После чего, немного изменившись, календари распространились и на другие части Западной Европы, а точнее к испанцам, французам, итальянцам и многим другим. Называли дни именем планеты и в английском и скандинавском языке, но только тут отличие было в том, что они происходили от богов. Хоть и на сегодняшний день, небесные тела называют своими латинскими именами.

В большинстве стран Европы дни просто-напросто пронумерованы. Так, например, в Греции, дни имеют название «Вторая» — так называется понедельник. «Третья» — Вторник, среда называется «Четвертая» и так далее. Все дни называются в женском роде. А, например, в еврейском календаре, все дни называют первыми буквами их алфавита, кроме единственного дня – субботы, она имеет название «шаббат». Все другие дни не называются. Что еще очень интересно, так это то, что все буквы имеют свое числовое значение.

Кроме этих стран, дни пронумерованы и у других народов, таких как китайцы и японцы, а также у литовцев, латвийцев и эстонцев. В этих странах номером один является понедельник, когда в Армении, Грузии и в арабских языках понедельник идет под номером два. Такая традиция идет с Древнего Вавилона. Дело в том, что в Вавилоне считалось, что день Сатурна был несчастливым. Именно поэтому в этот знаменательный день все были свободные от дел и отдыхали. Его другими словами называли «шаббат» или другим языком покой. И его перенесли не в начало, а в конец недели. Позднее в славянском, еврейском и арабском языке его начали называть суббота, а также его так называли и западноевропейские языки. По сей день во многих странах мира день отдыха перенесли, но считают дни с субботы. Например, у мусульман, последним днем недели является пятница, но первым днем они называют воскресенье.

Что интересно, так это нумерация в Грузии. А точнее, у них вышло как в поговорке семь пятниц на неделе. Только у них вместо семи пятниц оказало целых пять суббот. Так их суббота называется шабати, понедельник у них называется оршабати, за ним следует самшабати, отхшабати, хутшабати, после этого идет пятница, которая носит название параскеви, а после идет квира. В Персии очень схожая ситуация, только тут суббот оказалось целых шесть. Итак, по порядку начиная от субботы, которая на их языке называется шамбэ, далее йек-шамбэ, до-шамбэ, се-шамбэ, чехар-шамбэ, пенд-шамбэ. Единственный день, который является не «субботой» у них это пятница, она носит название джома, так как является священным днем, и они называют этот день, днем соединения.

В венгерском и славянских языках неделя начинается не с субботы, а с воскресенья. Нынешнее воскресенье называлось у большинства народов неделей, так например, в украинском языке неділя, единственно у русского языкадень был переименован и поменял название на воскресенье. А все потому, что после принятия христианства Русью, он был первым днем, когда праздновали пасху, а после уже в шестнадцатом веке, любой праздничный день начали называть воскресенье, когда неделей стали называть полностью семидневный период. Хотя эти изменения не коснулись православного календаря. В нем и по сегодняшний день праздничный день имеет название неделя, а весь период семи дней называется седмицей.

По своей сути название дня неделя имеет значение дня, в который никто ничего не делает, то есть не занимается делами. День после недели называется понедельник. Вторник является вторым днем, отсюда и название, но так как по Ветхому Завету когда-то суббота была последним днем в неделе, то есть седьмым днем. Среда по своей сути означает средний день. Есть упоминания в старославянском словаре о том, что среда называлась третийник.

Помимо привычного числа семь в недели были и случаи, когда неделя была не из семи дней, а например, во Франции во времена революции были декады, то есть десятидневки. А дни, которые выходили за год, то есть в високосный год пять и соответственно шесть дней праздновались в самом конце года.

Во времена Советского Союза, после состоявшейся революции, было время, когда существовала пятидневка, после нее ввели шестидневку. За одиннадцать лет, с 1929 по 1940 года два раза правительство проводило реформы над календарем. Первым делом в октябре 1929 года выдвинули решение о том, чтобы ввести укороченную пятидневную неделю. Это привело к тому, что по окончанию четырех рабочих дней наставал день отдыха. Год же делился, как и сейчас, на 12 месяцев. Во всех 12 месяцев было ровно 30 дней. В месяц входило 6 недель по пять дней. И, как итог, получалось, что каждый 5 день был выходным. Если посчитать все дни, то выходило ровно 360 дней в году, что касается остальных, то правительство приняло решение считать оставшиеся пять дней, так называемыми, сверхгодичными и сделать их приуроченными к революционным праздникам. В число этих пяти дней входили: 22 января – этот день являлся началом революции в 1905 году; 1-2 мая – день посвященный Интернационалу; 7-8 октября – празднование Великой Октябрьской революции. Кроме этого сверхгодичным стал и 366 день в високосном году.

Но такой календарь существовал недолго, уже в 1931 году, постановлением о прерывной производственной неделе. Помимо этого Совнарком СССР вынес еще и постановление о переходе на неделю в шесть дней, и теперь выходные дни стали каждые шестые дни месяца, то есть получается, что каждый 6 день месяца был выходным. Изменения коснулись выходного дня, который выпадал на конец февраля, он сменился на выходной в конце марта. Этот календарь вступил в силу в 1931 году, но существовал он относительно недолго, уже через 9 лет, а точнее в 1940 году, президиум Верховного Совета вынес указ о том, чтобы вместо шестидневной недели в действие вступила семидневная неделя. Последним днем являлось воскресенье и по существу, этот же день становился выходным. После этого все вернулось на свои полки.

Если копнуть поглубже, то семь дней в неделе выбрано не случайно, а самой природой и определенными особенностями нашего организма. По причинам, которые до сих пор не до конца изучены, в некоторых организмах, которые имеют в своих клетках ядра, есть тесная связь с недельными ритмами. Организмы, у которых ядер нет, в клетках обладают ритмом, который равняется 3,5 дням, что равняется полунедели. Что касается людей, то у здорового человека сила и выносливость мышц равняется недельному циклу, именно поэтому семидневная неделя является идеальной для человека в рабочей и социальной активности.

Что же такое месяц? Месяцем называют определенный отрезок времени, который равняется периоду, который равен обращению вокруг Луны Земли. Хотя есть одна особенность, а состоит она в том, что действующий и сегодня современный григорианский календарь полностью не связан со всеми изме

нениями фаз Луны. Даже сейчас можно взглянуть на некоторые народы, которые сохранили свою первобытную культуру, то можно увидеть, что четкое определения отрезков года не было, а было связь между определенным явлением природы или, например, хозяйственной деятельностью. Связь была не с определенным количеством дней, а с определенным действием. Так, например, у народа Западной Сибири в году вместо двенадцати месяцев тринадцать. Каждый месяц у них содержит разное количество дней, которые зависят от природного признака. А если рассмотреть чулымских татар, то мы увидим, что август у них называется «месяц белой рыбы», они называют «месяц красных листьев» октябрь. Помимо этого их календарь состоит из «месяца маленького мороза», а также «месяца большого народа» и «месяца голых листьев». Например, месяц у тунгусского народа может содержать всего 20 или 15 дней, а у жителей Камчатки, месяц, когда идет листопад, может равняться нашим трем месяцам.

У славянских народов месяцы называются в соотношении с природными явлениями. Так все древнерусские имена месяцев описывают природное явление, которое происходит в этот промежуток времени. Возьмем для примера январь, у славянского народа он называется просинец, это относится, прежде всего, к просини в небе, которая появлялась после сплошной зимней и осенней облачности. Еще январь называли сечень, так как в этот период приходилось сечь лес, то есть его рубить. Февраль же назывался снежень или лютый, так как обычно был снежным и самым холодным. Март был березозоль, а все потому, что в марте очень сох березовый лес и его приходилось сжигать, по так называемой, подсечной системе. Помимо этого названия, марта называли сухий. Апрель назывался квитень, цветень, красовик, так как расцветало большинство растений и цветов. Май – травень, очень обильное в это время цветение трав. В свою очередь июнь назывался у них червень, что в переводе означает красный, но некоторые трактовали это название как происхождение от слова червец или червь, так как в июне люди в огородах и садах собирали вредных насекомых, особенно гусениц. На юге же этот месяц называли изок (в переводе изок означает кузнечик, пора, когда стрекочут кузнечики). Июль – на севере его называли червень, а все потому, что тут расцветало все позже, а на юге он назывался липец, так как в этот месяц цветут липы. Август является временем, когда идет жатва серпами, отсюда возникло его название серпень и жнивець, в северных районах его называли зоречник и зарев, так как в это время происходят северные сияния. Сентябрь назывался в честь цветков вереска, отсюда и название вересень, также его называли рюин, так как в это время года был сбор ржи. Октябрь – жовтень, листопад, листья деревьев перекрашивались в желтый цвет. Ноябрь – тут было маленькое расхождение, на юге его называли листопад, на севере его называли грудень, так как в это время у северных народов замерзали дороги. Южане называли декабрь груднем, а вот на севере его называли студень, так как наступали холода.

Помимо связывания название календарных месяцев с определенными хозяйственными деяниями и явлениями природы, существует и привязка названия с определенными религиозными представлениями. Например, даже взять Египет, название их месяцев было связано с богами. Вот, например, древние египтяне называли первый месяц в году Тот, так назывался бог Луны, счет и мудрости, а если мы рассмотрим второй месяц, то его называли Атир, который посвящался древней богине Хатор. Помимо этого был месяц Пайни посвященный «празднику долины», а также Месори, который относился к «рождению Солнца».

В Иране создали, так называемый, первый вариант египетского календаря, это произошло в первой части 1000 до н.э. В то время в этом календаре точно также месяцы называли в честь определенных богов. Так, например, первый месяц назывался Фервердин. Фервердин был месяцем Фравашей. Фраваши – это души всего сущего. Хордад, так назывался третий месяц в году, относился к месяцу божества целостности и здоровья. После него шел месяц Тир, который был посвящен Сириусу. Шехривер был шестым месяцем в году и посвящался богу-покровителю металлов. За ним шел седьмой месяц Мехр, который непосредственно относился к богу неба и света. После был Абан, бог воды. Далее Азер – огонь, Дей, который назывался в честь бога-творца Ахурамазде. Предпоследний месяц был Бехмен, который покровительствовался божеству доброй мысли и последний, двенадцатый по счету месяц под названием Эсфепд, который посвящался богине святого смирения, также ее называли богиней Земли.

Современный арабский календарь совместил в себе и наблюдения за природой и религиозные предписания. Начнем по порядку, первым месяцем в году является Мухаррам, что в переводе означает священный, запретный, запрет касался непосредственно войн. После идет Сафар, что представляет собой желтый, его так назвали, так как часто в этот месяц жители болели язвой, которая перекрашивала лицо в желтый цвет. Также были месяцы под названием Раби второй и Раби первый, они так назывались из-за цветов, которые цвели весной и о росе, в переводе Раби означает весна. Помимо этого было два месяца с названиями Джумада, джамада в переводе означает застывать, они приходились на зимнее время года. Раджаб означает безопасность. Шаабан, который произошел от слова ташааба, что означает разветвляться, обычно этот месяц знаменовался набегами. Рамадан, от слова рамида, которое говорит о жгучем, то есть о жарком месяце. После этого шел месяц Шаввал, произошел от слова шаля, что говорит о поднятии, переносе, в этот месяц арабы поднимались со своих стоянок. Был и месяц под названием Зу-л-Каада, в который нужно было оставаться дома. После шел месяц под названием Зу-л-Хиджа, в этот месяц доисламские арабы обязаны были совершить паломничество в Мекку.

Современный, существующий сегодня, григорианский календарь уходит корнями в начало из истории древних римлян.

После месяца возникает вопрос: «Что же такое год?». А годом является промежуток или отрезок времени, который равен периоду, за который вокруг Солнца Земля производит полный оборот.

Издавна считалось вместо определения год, деления его на определенные сезоны, так, например, в Австралии, у местных жителей, сезоны делились на дождливое время и сухое, или было деление на лето и зиму, но что характерно, каждая пора считалась за самостоятельную единицу. Вот если взять индейцев, которые проживали в Северной Америке, то они жили год зимой, после чего наступал год лета. Тунгусское племя поступило немножко по-другому, у них существует два начала года, которые по-разному начинаются, одно начинается осенью, а другое начинается весной. Помимо этих примеров, полугодовалый счет был и в Океании, также были найдены доказательства такого счета и у эвенков, например, если спросить у эвенка: «Который тебе год?», 25 летний житель ответит, что ему 50 лет, но если вопрос поставить: «Сколько тебе лет?», то тут уже ответ последует, что ему 25 лет. Все потому, что они ведут счет только летних годов. Год, который основан на сезонном явлении, а не на астрономическом наблюдении, обычно называется естественным годом. Он разбивается на множество частей, так, для примера, у китайцев было целых 24 атмосферных сезона, если перевести на современность, то каждый из четырех сезонов, в свою очередь делился еще на шесть частей.

В связи с тем, что формы хозяйства становились все сложнее и требовали новых точных измерений времени, началось серьезное развитие астрономических наблюдений. Его исследовали и раньше, во времена примитивного обозначения времени. Астрономические наблюдения использовались не только для обозначения временных рамок, но и для точного определения маршрута. В то время, обозначение маршрута было очень точным, так как народы очень внимательно следили за всеми изменениями в небосводе. До сегодняшнего дня в Австралии некоторые племена следят за звездами, чтобы точно определить время года. В давние времена тунгусские народы следили за изменением месяцев не только при помощи сезонных изменений, но и с помощью слежения за движением Большой Медведицы.

Но пришло время, когда счет времени шел по слежению за Луной. Изменение Луны помогало следить за изменением месяцев. Так, например, в священной книге Мусульман, а точнее в Коране указан, что год должен считать никак иначе, как двенадцать лунных месяцев. По священной книге каждый месяц начинается с новолунием, середина месяца должна совпадать с полнолунием, а начало лет ведется с того момента, когда Мухаммед бежал из Мекки в Медину. По Корану – это произошло первого мохаррема первого года хиджры, что приравнивается к 16 июню 622 года.

Все народы, которые исповедуют ислам, а точнее, турки, арабы, персы, индусы и другие, пользуются этим календарем. Зная дату, легко определить в какой фазе была Луна. Но есть один минус, чтобы сказать было это зимой или летом, нужно проводить дополнительные расчеты. По лунному календарю год равняется 354,367 суткам, именно поэтому каждое начало года отступает назад на одиннадцать или двенадцать дней, но спустя 33 года, начало года возвращается в ту же точку.

Для хозяйственных нужд лунный календарь совершенно не подходит, поэтому нужно было что-то более точное, такой календарь, который смог бы поддерживать постоянное количество дней в году. Первый календарь, который сочетал в себе лунный календарь и смену времен года, был календарь, созданный в Древнем Вавилоне, это произошло в 3000 до н.э. Они создали такой календарь, который послужил в разработке календарей у других народов Азии.

Календарь в Древнем Вавилоне имел двенадцать месяцев, которые носили название, связанные с особенностями в быту. Например, месяц Нисану имеет корень, в котором заложено обозначение – двигаться или шагать, а вот месяц Айру означает яркость и светлость. Абу, расшифровывается как враждебный месяц, а все потому, что является очень жарким из-за Солнца. Ташриту является началом, Тебету – мутным, а Шабату – разрешение, которое вызвано ливнями и дождями. Последним месяцем является Адару, что в переводе означает пасмурный. Тогда, в Древне Вавилоне, новый месяц начинался с того момента, как на небе появлялся новый серп Луны. От того, насколько продлится месяц, можно было сказать по изменению фаз Луны. Помимо этого календарь получил изменения, которые коснулись добавления нового месяца, а точнее тринадцатого. Это позволило сделать начало года постоянным. Но в тоже время не отходил от фаз Луны. Тогда, в Древнем Вавилоне, эту вставку в виде тринадцатого месяца согласовывали власти, но через время была создана целая система, которая помогала вставлять этот месяц автоматически.

Египетская культура достигла целого скачка в развитии, за счет изобретения солнечного календаря. Главное преимущество его в том, что он не зависит от фаз Луны, а построен он на движении Солнца по отношению к Звездам. Самое главное для чего создавался календарь в Древнем Египте, так это для предсказания разлива Нила, так как это играло важную роль для сельского хозяйства. В сравнении с солнечным календарем, лунно-солнечные и лунные календари были совершенно неточные, что делало их непригодными для сельского хозяйства. Нил разливался по времени одновременно с восходом Сириуса после того, как он на протяжении семидесяти суток был невидим, именно этот фактор позволил определить длину года в размере 365,25 суток, что и равняется относительно одинаковым с обращением Земли вокруг солнечного круга. На основании этих исследований был создан календарь, который обладал точностью для сельскохозяйственных работ, хотя он и заставил отвязаться от привязки к Луне. Развитие Древнеегипетского календаря дало огромный толчок к развитию современного григорианского календаря. Именно Древний Египет можно назвать основателем современного календаря.

Издавна в древних государствах, особенно на Ближнем Востоке, начало года связывали с днем весеннего или летнего равноденствия. Что касается Европы, то тут очень долгое время не могли прийти к общему согласию.

В один момент началось исчисление начало года от рождения Христа, а точнее от 25 декабря, например, в Риме эту отметку ввели в четвертом веке. Франция начала считать 25 декабря началом года с восьмого века и так продолжалось до десятого, а в Германии началось все в девятом веке, но вся страна начала праздновать начало года только с 1310 года.

Но было и иное начало года, а если заглянуть, то это было первого марта, что совпадает с датой христианской пасхи. Эта дата стала началом года для многих стран Европы, а точнее для таких как: Франция, Венеция, ну и остальных.

Также в ряде стран Европы очень популярен был благовещенский стиль. По нему новый год наступал 25 марта. Флоренция начала праздновать наступление нового года в марте 25 числа после того, как спустя год он был начат в других областях и городах, которые использовали другие стили. Например, в городе Пизе начало года поменялось 25 марта, но разница в том, что это случилось раньше на 12 месяцев, чем, например, во Флоренции.

Помимо этого благовещенский стиль был и в Англии, он тут просуществовал до 1753 года, Франция жила по этому стилю в девятом десятом веках, а в одиннадцатом веке его заменил пасхальным стиль, по которому начало года начиналось с недели перед Пасхой. Этот стиль стал более господствующим во Франции, но некоторые районы страны еще долгое время жили по старому стилю. Но были и районы, где использовался рождественский стиль. В Германии в четырнадцатом веке использовался пасхальный стиль. А вот в Италии, еще с начала византийских времен, было постановление, начало года начиналось с первого сентября.

Впервые в истории 1 января стало началом года еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э., но в то время она не стала общепризнанной и прошло много лет с того момента, когда эта традиция распространилась. По документам Священной Римской империи значилось, что 1 января стало началом года в момент с тринадцатого по четырнадцатый века, а в Испанию эта традиция пришла в 1556 году. Дания и Швеция начали отмечать новый год в 1559 году, а Франция в 1563 году, Нидерланды, начиная с 1575 года, Шотландия в 1600 году, Германия с 1691 года и наконец, Венеция с 1797 года. В папской канцелярии было обнаружено, что 1 января считалось началом года, начиная с 1691 года.

За счет политических и торговых связей Византии и Руси было принято христианство юлианское летосчисление по образцу Византии, но с небольшими отклонениями. Год по этим законам начинался первого сентября, но другое дело было на Руси, тут год начинался весной, поэтому начало года праздновалось 1 марта. Но после этого, а точнее в 1492 году было перенесено начало года на первое сентября, этому воздействовал Московский церковный собор. Но по пришествию 208 лет, император Петр I вынес указ, в котором переносил новый год на первое января, точно также как в Европе. Помимо этого он в своем указе велел считать после 31 декабря 7208 года от создания мира считать 1 января 1700 года от момента рождения Христа. В честь этого знаменательного события в Москве, в ночь на первое января, были знаменательные события с колокольным звоном, иллюминацией и пушечной пальбой с грандиозными фейерверками.

История нового современного календаря.

История возникновения календаря древних римлян. Сегодняшний календарь возник далеко из Рима. Даже расшифровывается слово как: caleo – что означает провозглашать и calendarium – в переводе с латинского языка означает долговая книга. Первая часть слова говорит нам о том, что в Риме каждое начало месяца провозглашалось по-особому, а если быть точным, то первого числа каждого последующего месяца нужно было уплатить все проценты по налогам. Сейчас календарь показывает полное годичное движение Земли вокруг солнечного круга, но в Древнем Риме вид его был далеко не идеальным.

Первый римский календарь состоял всего из десяти месяцев, и назывались они просто: первый, второй, третий и так далее. Год праздновал свое начало весной, почти во время весеннего равноденствия. Со временем начальные четыре месяца переименовали. Первому дали название мартиус, в честь Марса, так как он являлся богом скотоводства и земледелия, который был очень почитаемым у римлян. Позже он стал для них богом войны, который был призван защищать труд. Название второго месяца звучит как априлис, априлис происходит от латинского слова раскрывать. Месяц был так назван, так как вокруг раскрывались почки на деревьях. Другая расшифровка у имени этого месяца было согревание Солнцем. Сам месяц был посвящен прекрасной Венере богине красоты. А третий по счету месяц носил название майус, так как был назван в честь богини покровительнице земли Майи. Со временем четвертый месяц переименовали в юниус, так как он был посвящен богине небесного свода Юноне, которая была супругой Юпитера и покровительствовала у женщин.

Но все остальные шесть месяцев также назывались числовым счетом. А точнее они носили название: квинтилис, что означает пятый, секстилис, септембер, октобер, новембер, децембер. Из этих месяцев, всего 4 месяца имели по 31 дню, это были: майус, мартиус, квинтилис, октобер, остальные же были по 30 дней. По этой причине в календаре было всего-навсего 304 дня.

Через некоторое время, а если быть точнее то в седьмом в. до н.э., старый календарь потерпел неких изменений, в нем добавилось еще два месяца. Тот первый месяц, который добавили назывался януарисом, в честь великого двуликого бога Януса, он был богом небесного свода, его задача была открывать для Солнца ворота в начале дня и закрывать их в конце. Помимо этого он считался богом входа и какого-либо начинания. Римляне рисовали его с двумя лицами. Одно лицо смотрело назад, следя за прошедшим, другое – вперед, видящее будущее. Второй месяц, который добавили, был фебрариус, который был так назван в честь подземного царства, под названием Фебруус. Но если название перевести, то оно означает очищать, что точно совпадает с обрядом очищения.

После проведения реформы, римляне начали жить по 355 дней в году. Но чтобы добавить два месяца пришлось, во-первых разделить 51 добавленный день. А во-вторых нужно было от каждого месяца, где было 30 дней (а это были децембер, новембер, септембер, секстилис, юниус и априлис) отнять по одному дню, в итоге получилось, что януариус стал равным 29 дням, а фебрариус – 28 дням.

В итоге у нас получилось 355 дней в году, которые делились на 12 месяцев. Именно так выглядел римский календарь в первом в. до н.э. Если посудить, то он был неудобен и сложен для подсчета времени. Существующие 355 дней в году стали приблизительно равняться 12 лунным месяцам, то есть практически равнялась лунному году. Это произошло не случайно, римляне при создании календаря попытались привязать его к изменению Луны. Месяц начинался с момента появления на небе лунного серпа, после того как наступило новолуние. После появления на небе серпа, все глашатаи в Риме провозглашали о том, что начался новый месяц или же наступил новый год. Это и был самый большой недостаток в римском календаре.

Неудобства были и с той стороны, что римский год был значительно меньше, чем тропический год, а точнее на целых десять дней. В итоге из года в год, календарные числа стали не соответствовать природе, и как итог для того, что держать начало года в одном сезоне они вставляли дополнительные дни, так как им крайне важно было, чтобы все совпадало для земледельческих работ. Но по каким-то причинам не вставляли дополнительного месяца, а просто добавляли после 24 февраля поочередно то 22, то 23 дня. По итогу получилось, что года чередовались так: в один год было 355 дней, в следующем 377 дней, после опять 355 дней, затем 378 дней и опять по кругу. Дни, которые вставляли, получили имя месяца Мерцедония, но тогдашние древние писатели, в своих упоминаниях, называли его просто интеркалярием. Слово мередоний в переводе на современный язык звучит как плата за труд. Дело в том, что в этот добавочный месяц древние римляне производили расчет, то есть арендаторы платили владельцем имуществ.

Из-за того, что происходили вставки дополнительных дней, каждая четырехлетка состояла из двух удлиненных годов и двух обычных. Среднее число дней за четыре года составило 366,25 дней в году, то есть получилось так, что получилось целые одни сутки лишние. Для того, что избежать расхождения в месяцах с природой, нужно было обязательно через какой-то определенный отрезок времени отнимать один день в году. Все, что касалось изменения и слежения за календарем, было поручено верховному жрецу.

Изменять добавочный месяц разрешалось только понтификам, у которых во главе был верховный жрец. Это право вступило в силу с 191 г. до н.э. Но дело в том, что они злоупотребляли своими возможностями и время от времени то увеличивали год, для того, чтобы их друзья и родственники дольше находились у власти, а для своих врагов уменьшали год, если те отказывались давать взятку. Дело в том, что вначале каждого года нужно было уплачивать налоги и долги, то оценив ситуацию не трудно догадаться, как жрецы удерживали в своих руках политическую и хозяйственную жизнь, которая велась в Древнем Риме. Но все это запустилось до такой степени, что праздник жатвы начали отмечать зимой.

Становление реформы Цезаря. Со временем календарь стал очень хаотичным, и нужно было срочно проводить социальную реформу. Ее провел Юлий Цезарь в далеком 46 г. до н.э. До проведения реформы он был в Египте, где тщательно изучил солнечный календарь и даже написал несколько трактатов, которые, к глубокому сожалению, не дожили до наших дней. Полностью разобраться в календаре, было поручено александрийским астрономам, у которых во главе был Созиген.

Тогда вышел в свет новый календарь, которому дали название юлианский, за его основу был взять солнечный календарь того времени. Юлианский календарь получил временной цикл, который равнялся 365,25 суткам. Но ведь в году получается, что может быть только целое количество суток, именно поэтому приняли счет такой, три года считают по 365 суток, а четвертый год 366 дней. День этот добавлялся в каждый последующий четвертый год между 25 и 24 февраля. Год, который содержал 366 дней, начали называть annus bissextus, что в переводе означает високосный, такое название сохранилось и по сегодняшний день.

Что касается числа дней в месяцах, то Юлий Цезарь издал указ, в котором шла такая трактовка, что все нечетные месяцы, должны были содержать тридцать один день. А вот четные всего тридцать, в итоге получалось, что в феврале в обычный год было 29 дней, а в високосный – 30.

В момент, когда происходила реформа, год опередил себя на 90 дней, поэтому нужно было принять меры. И Цезарь вставил, в промежутке между децембером и новембером, три месяца, из них первый месяц носил название марцедоний и равнялся 23 дням, а остальные два месяца остались без названия и содержали в себе 34 и 33 дня. Было принято решение, что счет нового года пойдет с новолуния, которое в этот год совпала с первым января.

Новый календарь содержал в себе описание к каждому дню, описание касалось созвездий и звезд, а точнее в календаре указывалось их заход и восход после их невидимости. Для примера, второго ноября был отмечен заход Арктура, а вот седьмого заход Плеяд и Ориона, ну и так далее. За счет этого календарь был полностью связан с солнечным циклом и с движением Солнца. А связь эта позволяла быть тесно связанным с земледельческими работами. Так как определённые земледельческие работы были тесно связаны с положением звезд на небе, как на утреннем небе, так и на вечернем.

Как итог получается, что юлианский календарь начинал свой год с 1 января 45 года. Но, беря свое начало с 153 г. до н.э., в то время, в этот день обычно заступали на свои должности римские консулы. Юлий Цезарь получился зачинщиком традиции отмечания нового года с наступлением первого января, эта традиция длится и по сегодняшний день.

Римский сенат, в силу своего правления и могущества, переименовал месяц квинитилис в юлиус, в этот месяц родился Юлий Цезарь. Переименовали в благодарность за проведенную реформу и за его выдающиеся военные заслуги. Но спустя некоторое время римские жрецы не известно, по какой причине, то ли решили скомпрометировать календарь, то ли по простой неграмотности, объявляли каждый 3-ий год високосным. Это привело к тому, что в период с 44 по 9 гг. до н.э., прошло целых 12 високосных лет. Это смог исправить император Август, он это сделал, убрав за 16 лет все високосные года. Также он ввел поправки в количество дней в неделе. Август изменил девятидневные циклы на семидневную неделю. Поэтому, как и с Юлием Цезарем, сенат изменил название месяца секстилис в августус. Но так вышло, что этот месяц насчитывал всего 30 дней, и римляне посчитали, что это является не подобаемым, чтобы в месяце, посвященном их царю было меньше дней, чем в месяце, который был посвящен Юлию Цезарю. Поэтому было принято решение отнять от февраля один день и прибавить его к августусу.

Но так как августу добавили количество дней, то получилось, что юлиус, септембер и августус содержать по 31 дню, что не устроило суеверных римлян, поэтому было решение изменить количество дней в септембере и добавить этот день к октоберу. Но сразу решили перенести день и с новембера на децембер. Но с этими переменами было нарушено правило, поставленное Цезарем, которое касалось одинаковым полугодиям, теперь получилось, что первое полугодие стало короче на целых четыре дня. Помимо Августа и Цезаря еще многие пытались переименовать под себя календарь, но это так и не прижилось.

Римский календарь сильно распространился на территории Западной Европы, и его использовали без каких-либо изменений вплоть до шестнадцатого века. Когда на Руси наступило христианство, также начали использовать юлианский календарь, который спустя определенный отрезок времени полностью вытеснил древнерусский календарь.

Реформы папы Григория. В 3-ем в. до н.э., когда настает день весеннего равноденствия приходился на 21 марта. В то время Никейский собор решил закрепить эту дату, так как они решили, что она будет постоянной. Но сутки в юлианском календаре отставали от тропического дня больше чем на 11 минут, поэтому так получалось, что за 128 лет была ошибка в сутки. Из года в год точка весеннего равноденствия сдвигалась от марта к февралю. А в это время все праздники двигались вперед, то есть весенние праздники теперь приходились на лето, летние на осень. К концу шестнадцатого века, день весеннего равноденствия сдвинулся на целые десять суток.

Так получилось, что полнолуние сдвинулось в период с 11 по 21 марта, и тут появилось расхождение, согласно церкви, оно перестает быть весенним и, следовательно, пасха могла праздноваться только лишь спустя 30 дней, после последующего захода полной Луны. Поэтому так выходило, что пасха сдвигалась на лето, что очень тревожило жителей. Эта проблема обсуждалась во многих соборах, особенно в таких как: Тридентском, Латеранском и Базельском.

В результате всего этого реформой занялся папа Григорий XIII, он взял за основу проекты математика и хорошего врача по имени Луиджи Лилио. Его главной задачей было не только вернуть обратно время, но и предотвратить впредь появления такого расхождения.

Папа пригрозил всем, кто будет против принятия реформы, он приказал, чтобы по прошествии 4 октября 1582 г. сразу наступило вместо пятого октября пятнадцатое. Этим он обратно вернул на свое место день весеннего равноденствия. А чтобы предотвратить ошибку в сутках, было сделано решение, из каждых последующих 400 лет убирать трое суток. То есть получается, что не високосными годами были 1700, 1800, 1900, а вот 2000 год был високосным. По такому принципу расхождения выявлялось не через 128 лет, как было раньше, а через 3323.

Этой системе дали название григорианский календарь, на тот момент он был календарем нового стиля, а вот юлианскую систему стали называть календарь старого стиля.

Но с папой многие были не согласны. Бытовало даже мнение о том, что движется конец света. Против папы выступили практически все университеты, которые находились в Западной Европе, особенно Венский и Парижский. Говорили, что григорианский календарь полностью не обосновал и является лишь коверканьем юлианского календаря. Поступало множество угроз и писем к папе. Но страны, в которых преобладала католическая церковь почти моментально стали пользоваться новым календарем. Когда в протестантских странах календари вошли в силу только спустя от 50 до 100 лет, самой последней страной, которая перешла на новый стиль, был Египет, он начала пользоваться григорианским календарем только в 1928 году.

В России реформа пришла не сразу, так как православная церковь делала все, для того чтобы оттянуть это время. А все по той причине, что по григорианскому календарю пасха практически всегда совпадала с еврейской пасхой, что противоречило «Апостольским правилам», так как по ним утверждалось, что кто будет праздновать с иудеями Пасху, будет извержен от своего священного чина.

Церковь еще долгое время пыталась протестовать изменению календаря, она до последнего держалась, а точнее до конца двадцатого века. Но проблема сама собой не уходила, и нужно было ее решать. Даже во времена правления Николая I Петербургская Академия выдвигала предложение изменить календарь, но он не принял его, так как находился под влиянием церкви и князя Ливена. Через время была создана специальная комиссия, для проведения реформы, а точнее она была создана в 1899 году, но все ее деяние не увенчались успехом.

При правлении Ленина, а точнее 25 января 1918 года, удалось провести реформу и ввести в Россию григорианский календарь. В это время, разница между календарями составляла целых тринадцать дней, поэтому было принято решение, после 31 января следующим днем считать 14 февраля. На сегодняшний день григорианский календарь стал полностью международным, так как без единой даты невозможно построить международные отношения.

Календарь будущего.

На сегодняшний день календарь очень точен по отношению к астрономии. Но его все же хотят изменить. Но речь не идет о другом счете дней или о смене високосных годов, хотят уровнять между собой все месяцы, чтобы кварталы стали равными, а также уровнять и полугодия. Это хотят сделать для того, чтобы начало года всегда приходилось приблизительно на один и тот же день, например, на воскресенье.

Но есть и еще один аргумент, дело в том, что месяцы имеют разное количество дней от 31 до 28, а кварталы меняются от 92 до 90 дней, вследствие чего получается, что первое полугодие намного короче второго, что является неудобным для государственных и финансовых органов. Еще одно неудобство заключается в том, что начало недели может быть одним кварталом, а конец – другим. Из-за того, что в году насчитывается 365 дней, выходит так, что новый год постоянно начинается со следующего дня.

За последние 160 лет, возникало множество предложений по реформе существующего календаря. Так, в 1923 году была создана Лига Наций, при участии которой был создан комитет, который занимался вопросами календарной реформы. По прошествии Второй Мировой войны, всеми вопросами по реформам занимается Социальный и Экономический Совет ООН.

Существует очень большое множество по изменению календаря, но наиболее реальных было выделено всего два варианта. Первым вариантом был календарь, в котором было тринадцать месяцев, а второй вариант представлял собой смену количества дней в двенадцатимесячном календаре.

Первый вариант предложил французский философ, имя которого Огюст Конт, он в 1849 году предложил сделать тринадцать месяцев, каждый месяц должен был начинаться с воскресенье, а заканчиваться в субботу. Но был и один лишний день, который нужно было проводить после последней субботы в году и его намерены были сделать выходным. А в високосный год такой же день должен был вставляться и после шестого месяца.

Второй вариант предложил французский астроном с именем Гюстав Армелин. Он в 1888 году предложил сделать в квартале по 91 дню, один месяц с 31 днями и два других по 30 дней. Первое января приходилось на воскресенье. Каждый квартал состоял из тринадцати недель и все заканчивались бы субботой. В итоге получалось, что каждый месяц должен был содержать в себе 26 рабочих дней, а один день праздновался бы как Международный день дружбы народов и праздник мира, который бы праздновали в последний день года, а точнее после 30 декабря. Високосный год имел бы дополнительный день после 30 июня. Предполагалось ввести календарь в год, когда первое января выпадет на воскресенье.

Последний вариант поддержало много стран, в число которых входили Индия, Франция, Советский Союз, Югославия и другие страны, но так случилось, что Генеральная Ассамблея ООН полностью отклонила его, и отложила на дальнейшее рассмотрение. На сегодняшний день проблема признана неактуальной, и вопрос смены календаря отложен на неопределенный срок. Возможно, григорианский календарь будет действовать еще очень долгое время.

Подведем итоги.

История календаря берет далеко свое начало, его изменения происходили тысячелетиями. Он развивался с каждым годом, так как шло развитие в окружающем мире и требования к календарю все увеличивались. В самом начале развития цивилизации людям хватало простого наблюдения за фазами Луны, но спустя время шло развитие, и календарь стал совершенной системой подсчета времени. Сегодня все народности сошлись к общему виду календаря. Структура остается его неизменной.

Сегодня григорианский календарь является самым точным и его используют практически все страны мира. Он прошел свой путь от простого лунного до современного точного календаря. Его развитию помогли как войны римлян, их завоевания, так и широкое развитие христианства по всему миру. Также он заслужил популярность благодаря легкому подсчету дней. Сегодня им пользуется большое количество стран мира в своих международных отношениях.

Современное человечество настолько привыкло к григорианскому календарю, что не взирает во внимание все его недочеты и недостатки. По окончанию Второй Мировой войны, все надуманные реформы над календарем убрали в далекий ящик, и отложили на неопределенный срок.

Поделиться