Когда наши предки создавали первые печатные инструменты, они вряд ли могли предположить, что однажды их заменит современная высокоточная электроника, работающая, фактически, без человеческой помощи. Все процессы, кроме заправки и вноса данных, выполняются умной машиной.
Взглянув на цифровые студии где-нибудь в Москве, сложно сравнивать их с теми мастерскими, что были при Фёдорове, или Гуттенберге. Изменились сами принципы печати, увеличились скорости, а вместе с ними – тиражи.
Если раньше какое-нибудь издание могло существовать в единственном экземпляре, то сейчас достаточно создать цифровой макет, и у автора появляется возможность распечатывать его столько раз, сколько он сам пожелает.
Благодаря интернету, сделать это можно, не выходя из дома, переслав макет электронной почтой в полиграфическую фирму, где дизайнер его быстро доработает и отправит в печать.
Можно ли из этого процесса полностью исключить человека? Появятся ли цифровые алгоритмы, способные обрабатывать макеты самостоятельно, без помощи дизайнера – корректора? Учитывая скорость развития электронных систем, которые уже научились распознавать рукописный текст, речь и т.д., исключать появление полностью электронных типографий нельзя. Эпоха, в которую мы живём, отличается именно тем, что позволяет творить настоящие чудеса.
Как будет выглядеть электронная типография будущего?
Самый простой вариант – объединить облачные сервера, программное обеспечение для обработки макета и вывода на печать. Простой алгоритм будет получать письма, либо файлы, сбрасываемые заказчиком в папки с расшаренным доступом, проверять их на наличие вирусов, находить файл макета, дорабатывать его под требования печати. Специалист может потребоваться только один. Он будет следить с удалённого монитора за ходом работы.
Но здесь возникает один важный нюанс – техническое задание, отправленное заказчиком, может требовать внесения корректировок, которые под силу только человеку. Придумать искусственный интеллект, способный прочитать ТЗ, понять его (учитывая стиль письма каждого клиента, с грамматическими и прочими ошибками) – задача не из лёгких. Более того, AI полностью автоматической полиграфической станции должен уметь работать в графических редакторах, ПО для вёрстки и т.д. Фактически, требуется владение навыками человека.
Возможно ли это? В теории – да. Уже есть машины, которые пишут музыку, рисуют картины. Никому не известно, какими станут цифровые алгоритмы в обозримом будущем. Учитывая, что люди, вроде Илона Маска сегодня работают над оцифровкой человеческого мозга, подключением онлайн напрямую, возможно всё.
К примеру, краудсорсинг цифровых сознаний в рамках одного проекта. Это очень сложно представить, но мы ведь делаем прогноз, а не утверждаем что-либо.
Компании будущего не нужен офис со столами и компьютерами. Как это будет работать? Представим, что к упомянутому облачному серверу, на котором находятся макет и ПО для обработки, в режиме реального времени подключаются разумы нескольких специалистов. Один изучает ТЗ, работает с вёрсткой, затем передаёт другому, который, в свою очередь, решает вопросы с дизайном. Затем готовый макет отправляется в печать на студию, находящуюся ближе всего к заказчику. Готовая продукция упаковывается, маркируется, отправляется по указанному адресу. Как мы помним, процедура доставки уже автоматизирована. Роботы – погрузчики давно существуют в нашем мире. Дроны компании Amazon летают по стране, доставляя заказы. Будущее наступило, остались лишь последние штрихи.